GOLDCirin
Я женщина творческая! Хочу творю, хочу вытворяю!
02.05.2017 в 20:21
Пишет Taho:

Про котиков Леонардо да Винчи и поддельную "Мадонну"

Royal Collection

Лист целиком на сайте музея крупно

 

Надпись художника на рисунке гласит:
"Эти виды животных, из которых лев - король, из-за того, насколько гибок его хребет".










Его "Мадонна с кошкой"
не сохранилась
или не была написана.

Существуют многочисленные наброски.




(Всего сохранилось, как написано на сайте Британского музея, 6 набросков Мадонны с младенцем и с кошкой: в Британском музее - 3, в Уффици - 1, в Musée Bonnat, Bayonne - 1, в частной коллекции, Нью-Йорк - 1. Почему-то они не упоминают рисунок из Королевской коллекции)

________

Впрочем, в 1930-х прогремела сенсация - цветной рисунок для "Мадонны с кошкой" Леонардо найден!


Carlo Noya Collection, Savona

______
далее арт-детектив (текст с сокращениями отсюда):

В 1939 году случилось событие, ставшее сенсацией в мире искусства. Еще бы! - в тот год была найдена неизвестная дотоле живописная работа Леонардо да Винчи, получившая впоследствии название "Мадонна с кошкой".




Фрагменты листа из Королевской коллекции

Она представляла собой не картину, а лишь прообраз ее - рисунок пером по предварительному наброску металлическим штифтом.

Заметим попутно, что находка не явилась следствием каких-то целенаправленных поисков, а была сделана совершенно случайно, при ремонте особняка Сфорца в Милане.

Ознакомившись с находкой, эксперты единодушно признали ее подлинной работой Леонардо да Винчи. И действительно, сюжетом, манерой исполнения, отдельными живописными деталями она весьма близка подобным работам художника. Да и само место, где была найдена "Мадонна с кошкой", лишь подкрепляет уверенность в причастности великого мастера к созданию указанного сюжета.




Уффици

Более того, в бумагах художника нашлось косвенное подтверждение тому. В одном из дневников Леонардо да Винчи удалось разобрать внешне ничем не примечательную фразу: "...бря 1478 г. начал писать две мадонны". Какие, - документально не установлено до сих пор. Однако, как свидетельствуют специалисты: "имеется много оснований предполагать, что одна из них - известная по нескольким рисункам "Мадонна с кошкой", а другая - "Мадонна с цветком", т. е. эрмитажная "Мадонна Бенуа". Была ли закончена первая, нам тоже неизвестно. "Мадонна Бенуа" если и не вполне закончена, то, во всяком случае, в главном доведена до конца".

Уцелел рисунок пером по наброску серебряным штифтом, удивительно схожий сюжетом с "Мадонной Бенуа". Ныне он хранится в Лувре.

Итак, первые принадлежащие эпохе Возрождения наброски кошачьего портрета сделаны рукой Леонардо до Винчи. Как видим, это не было изображение просто кошки. Можно лишь удивляться смелости Леонардо, задумавшего и даже исполнившего поразительный для того времени рисунок Мадонны, где она представлена не только с традиционным младенцем, но еще и с кошкой, которую тот держит на руках! Держит, впрочем, несколько неловко.


Британский музей

(...) Флоренция, надо думать, более других городов отличалась приязнью к домашней кошке: ведь именно там триста лет спустя при храме св. Лаврентия был учрежден один из первых приютов для бездомных кошек. И все же сюжет "Мадонны с кошкой" по тем временам был не только смелым - сюжет был дерзким. На XV век приходится расцвет "мрачного и живописного, набожного и жестокого, фанатически-прямолинейного и оригинально-разнообразного возраста европейского человечества",- как писал образно о Средневековье один из ученых.


Уффици

Начиная с XV века розыски и преследования католической церковью колдунов, чародеев и ведьм приняли массовый характер. Папа Иннокентий VIII издал в 1484 году особую буллу, которой предписывал беспощадно истреблять ведьм и чародеев и в которой предал анафеме кошек.



Британский музей

Кошка же считалась пособницей "сатанинского племени", порождением нечистой силы. Это признавалось настолько очевидным, что в католической Европе возник обряд сжигания кошек живьем во время религиозных праздников. И страдали не отдельные животные. С кошками расправлялись на Великий Пост в Ольденбурге, Вестфалии, Бельгии, Швейцарии, Богемии, на масленицу - в Вогезах, на пасху - в Эльзасе, в Иванов день - в Меце. Отмечаемый во Франции праздник Святого Жана, день "радостных костров", на протяжении веков был роковым для бедных кошек в Париже. В 1471 году здесь впервые сожгли две дюжины кошек в присутствии короля Людовика XI. Дух этих гонений выразительно передан в молитве монаха из рассказа Ярослава Гашека "Камень жизни". Монах Леонардус в тиши алхимической лаборатории тщетно пытается найти состав жизненного эликсира. "И укажи мне, Господи, - благочестиво шепчет монах, - не грех ли будет опустить ныне в эликсир сей пепел от сожженного еретика, который держал у себя черного кота, ходившего на двух ногах и сожженного нами вместе с его одержимым бесовской силой хозяином в честь и славу Твою в день храмового праздника у ворот штальгаузенских".


Приписывается Леонардо да Винчи. Библиотека Амброзиана

Только дерзающая молодость могла позволить себе столь вызывающее сочетание божественного и сатанинского, каким оборачивалась для современников Леонардо его "Мадонна с кошкой". Вместе с тем молодому художнику приходилось считаться с мнением церкви - ведь он выполнял большие работы для монастырей и даже для Ватиканской библиотеки, а жизнь была трудной. Да и развитие политических событий во Флоренции в 1478 году достигло такого накала, что папа отлучил от церкви весь город и в союзе с королем Неаполитанским объявил войну правителю Лоренцо Медичи. Кошка явно была неуместным персонажем в живописных работах того времени.

Вот такой представлялась до недавнего времени история с удивительной миланской находкой.



Британский музей

Как вдруг случается событие, вновь ставшее сенсацией в мире искусства. Несколько лет назад (в 1990) в Турине в возрасте 91 года умер художник Чезаре Тубино. В оставленном им завещании он покаялся, что в свое время намеренно ввел всех в заблуждение.


Байонн

Тубино признался, что "Мадонну с кошкой" нарисовал он, использовав при этом специальную технологию. Рисунок, в частности, наносился на старые листы а затем дополнительно подвергался искусственному старению путем охлаждения до 30 градусов мороза и последующего подогрева до 40 градусов тепла. Это, как утверждал в завещании Тубино, и придало его творению "абсолютную достоверность".

Вот тут, однако, возникают вопросы. А что, если движимый жаждой обрести хоть бы посмертное подобие, скажем, геростратовой славы, Тубино просто приписал себе авторство загадочно объявившегося творения Леонардо до Винчи?


Частная коллекция, Нью-Йорк

(...) Но, предположим, достигший уже известности Леонардо да Винчи дерзнул все же сделать подобный рисунок. Тогда отчего же это творение кажется выполненным дилетантом? Ведь фигура выражающей недовольство кошки не является здесь органичной частью группы персонажей, не "монтируется" с ними. Она как бы нарочито, неуклюже, искусственно "прилажена" к традиционным фигурам Богоматери и младенца. Вряд ли Леонардо с его глубоким познанием в анатомии, законах механики движения, композиции мог позволить себе такую небрежность.



Далее, если положить рядом оба рисунка (относимых экспертами к одному и тому же времени создания) - "Мадонну с кошкой" и другой, сюжетом близкий к "Мадонне Бенуа", то изображенные на том и на другом младенцы покажутся выходцами из разных эпох. (...) Есть, правда, в рисунке из Милана еще один штрих, лишний раз подчеркивающий эту разницу. Композиция и отдельные детали его (даже такая мелочь, как просвет окна) кажутся перешедшими сюда из "Мадонны Бенуа". Будто ученик старательно копировал мастера, опасаясь излишних уклонений в деталях. Отсюда и повторы.

_______
А вот тут "Ньюсвик" за 1990 год дает другую информацию


Мол, картина (не рисунок) была показана на вытавке в Милане в 1939 году, но потом снова исчезла. Пока ее не нашли висящей в спальне Чезаре Тубино - туринского художника, умершего 3 октября. В завещании он пишет, что написал ее сам и отдал на выставку "как протест против суровой цензуры, которую практиковал фашистский режим того времени. Подделка Тубино была такой убедительной - кракелюры, слои копоти, даже следы прошлых плохих реставраций, что Министерство культуры объявило ее подлинной".

Вот еще итальянские статьи об этом (тыц). Reppublica в том же 1990 году пишет, что та выставка была знаменитой юбилейной, к 300-летию, в Палаццо Сфорца, что художнику было 91 год, а размер ее 43х58

(с)



URL записи